Холокост на костюковичской земле.

 

10.03.2012г.                                    А.Б. Лаборенко

Под редакцией председателя Иудейской религиозной автономной общины г.Могилева О.Г. Генилиса.

 

        Давайте помянем казненных

         ни в чем не повинных людей

         и ими, увы, не рожденных,

         не видевших мира детей!

        

     Память — общечеловеческая потребность. Она живет не только на страницах книг, в лентах кинофильмов, но и в нас самих, в наших делах. И поэтому наш долг восстановление и сохранение в памяти людей правды о событиях нашей истории в том числе о её тяжелых страницах связанных с уничтожением невинных жертв пострадавших от фашизма, тоталитаризма и геноцида.

     Уже в  июле 1941 года в небе над Костюковичами появились немецкие самолеты. Они бомбили город, сбрасывали агитационные листовки. Часть населения, в том числе и евреи, были эвакуированы в тыл. Для эвакуации были выделены несколько эшелонов. Но часть еврейского населения по разным причинам, главной из которых отсутствие полной информации о зверствах фашистов в отношении евреев, остались в городе. Среди евреев, учавствоваших в первой мировой войне, существовало мнение о том, что «немцы культурные люди и нечего их бояться». Но это мнение оказалось ошибочным, так как это были уже совсем не те немцы – это были фашисты.

     Оккупировав Костюковичи, фашисты установили так называемый «новый порядок».

     Новые «хозяева» занимали здания государственных учреждений и лучшие дома в городе. Городская управа разместилась в находившемся до войны рядом с нынешней библиотекой здании горсовета. Здание нынешней библиотеки занял полицейский участок. Здание бывшей зубной поликлиники (ныне реконструируемое под новую библиотеку) до войны было одноэтажным. В нем разместилось гестапо. Госпиталь расположился в зданиях школы (ныне это центральная площадь города). Рядом с госпиталем в тенистой липовой аллее немцы устроили кладбище, где под холмиками с березовыми крестами хоронили своих солдат и младших офицеров. Сегодня на этом месте расположен стадион СОШ №1 и здания бывшего КПЗ. Почтовое отделение находилось в том же здании, что и при советской власти. Это было новое, построенное незадолго до войны бетонное здание с огромными, во всю высоту здания, окнами. Оно было взорвано немцами при отступлении. После войны на этом месте построили здание райкома КПСС. Сейчас это здание школы искусств. Около бывшего военкомата, по улице Юношеской, размещалась трехэтажная гостиница, в которой жили немцы.

     В начале оккупации евреям было разрешено жить по своим домам, квартирам. На спине они носили нашивки «латы» - куски желтой или белой материи. Передвижение евреев по городу не ограничивалось. Молодых евреев, до 20 лет, забирали на работы.

     - «У нас был очень хороший мальчик Лазик Шейнин – комсомолец, большой оптимист, отличник, гордость родителей. Перед войной он окончил 10 классов. Лазика оставили для работы в подполье. Он был не очень похож на еврея, но его здесь все знали» - вспоминает Ида Борисовна Курбацкая.

 

Лазарь Шейнин.

      Лазарь Шейнин был разведчиком и связным 124-ого отдельного Костюковичского партизанского отряда №124 (командир – Нарчук М.А.). Во время войны его отец был старостой. Лазаря вместе с его подругой Машей Лившиц в 1941 году выдали немцам. Мария Лившиц была родом не из Костюкович и до войны работала в районе на Машино-тракторной станции.  Чтобы не быть пойманными, они прятались в печи на кирпичном заводе. Полицейские выследили их и расстреляли. По воспоминаниям жителей стрелял полицейский по фамилии Купцов. После расстрела Лазаря Шейнина вместе с Марией Лившиц похоронили на территории кирпичного завода. После освобождения останки перезахоронили рядом с православным кладбищем. В 1960-х годах останки перенесены в урочище «Боровец». Рядом с воинским захоронением на братской могиле установлен и обелиск Лазарю Шейнину. Имени Марии Лившиц на нем нет.

     Нина Ароновна Шейнина - мать Лазаря  ездила на Нюрнбергский процесс в качестве свидетеля.

   

Обелиск на могиле Лазаря Шейнина

     

     В 1942 году оккупационные немецкие власти стали разделять жителей Костюковичей. Евреев согнали в гетто.  Место под гетто определили в большом деревянном доме рядом со зданием бывшего военкомата по ул.Юношеской. Место вокруг дома огородили колючей проволокой, за которую выходить строго запрещалось. Ежедневно проводилась перекличка заключенных.

     Были семьи, где прятали евреев, многие из прятавшихся пошли в партизаны.

     Детский дом для еврейских детей располагался недалеко – возле городского кладбища.

     В конце лета пошли слухи, что евреев отправят в Палестину, хотя многие догадывались что их расстреляют.

     Не дожидаясь своей участи, улучив походящий момент из гетто совершают побег Евсей Исаакович Левиков и его друг Матвей Антоновский. Оба беглеца пошли в партизаны. После войны Антоновский работал на городском складе, а Левиков был директором Городского потребительского общества.

     

Евсей Левиков

 

     Первоначально для расстрела евреев, находящихся в гетто, выкопали могилу на городском кладбище. Это было весной 1942года. Могилу копали юноши и девушки, подозревавшиеся в связях с партизанами. Как только яма была вырыта, фашисты поняли, что она будет мала для всех заключенных евреев. На краю этой братской могилы расстреляли и в ней похоронили молодых людей, её копавших.

     Из воспоминаний Прасковьи Васильевны Кравцовой:

     - «В той яме на костюковичском кладбище, которую сначала приготовили для евреев, похоронили трех хлопчиков и одну дивчину. Их расстреляли за то, что они носили продукты партизанам. Среди расстреляных был 16-летний брат моего мужа. Сейчас на этом месте стоит памятник, который несколько лет назад на свои средства поставил наш сын, чтобы увековечить память своего родного дяди и земляков»

     Утром 3 сентября 1942 года евреям объявили, что сегодня их отправят в Палестину. Всех их под конвоем отправили по дома собирать пожитки, выдали паек на двое суток. Часть заключенных, поверив немцам, взяли с собой самое цееное. Остальные, попав в дома, наоборот – самое ценное прятали и с собой не брали практически ничего.  

     Собравших пожитки евреев построили и повели за станцию Коммунары в местечко под названием Горелый пень (ныне окраина улицы Карабановской).

     На путях поставили несколько эшелонов с охраной, отгородив тем самым место преступления от глаз жителей города. Составы растянулись более чем на километр.

     Обреченные на расстрел сами копали себе могилу.

     По воспоминаниям жителей города расстреливали евреев голыми, заставили всю одежду снять.

     - «Говорили, что во время расстрела спасся один пацан. В него стреляли, но не попали» – рассказывает Леонид Федорович Болтунов.

     - «Говорят, что закапывали живых людей, неделю земля шевелилась» -  вспоминает Ида Борисовна Курбацкая.

     -  «… нам через лес не слышно было, а в Муравилье слышали, как страшно кричали евреи, когда их расстреливали… - вспоминает Прасковья Васильевна Кравцова, жительница деревни Шарейки. - К нам в деревню, в Шарейки, ночью пришла девочка 11 лет, евреечка, обстриженная, раздетая, вся в крови. Когда расстреливали, она живая упала в яму, даже раночки на ней не было, только залило ее чужой кровью. Эта девочка попала в семью, где у меня была подружка Мария – сейчас она живет в Днепропетровске. Мы девочку в бане мыли, жалели очень. Имя нам она свое не сказала, мы звали ее Манечкой. Мать моей подружки, у которой все взрослые дети жили в Днепропетровске, говорила для людей, что это дочка ее Устиньи из Днепропетровска. Скрывали, что девочка – еврейка. Завязывали ей платочек на голову. Мы втроем спали на кровати, когда я была у них в гостях. Девочка ничего не рассказывала, была очень замкнутая. На улицу мало ее выпускали. Мать говорила: «Устинья наказала ее не пускать никуда, а то заблудится, и мы тогда будем отвечать за нее». И пока не пришли наши, она жила в этой семье.

     Когда нас освободили, приехали отец с матерью и забрали девочку. Люди говорили потом, что, когда немцы пришли в Костюковичи, родителей этой девочки там не было. Сами они были костюковичские, но остались ли они там после войны, не знаю. И про девочку больше ничего не знаю, так как потом мы уехали на Дальний Восток, а подруга – в Днепропетровск...»

    Расстреливали евреев около сотни полицаев. Все они были местные, в основном раскулаченные.

     После расстрела по опустевшие еврейские дома были разграблены.

     Согласно «Акта представителей Красной Армии местным жителям об уничтожении мирного населения в Костюковичском районе», составленного в декабре 1943 года: «… 20 сентября была произведена раскопка могилы расстрелянных и похороненных немецко-фашистскими захватчиками евреев.

      В могиле, расположенной на территории района ж. д. станции Коммунары, занимающей 50 кв.м. на глубине 1,5 м по ориентировочным подсчетам обнаружено около 400 трупов мужчин, женщин и детей всех возрастов. Трупы лежали в могиле навалом в полном беспорядке в три ряда. Все они одеты в гражданскую одежду (полушерстяные джемперы, хлопчатобумажные юбки, брюки и т. д.)…»

     Более десяти лет спустя останки нескольких жертв фашиского генацида были найдены надалеко от братской могилы.

     Опираясь на воспоминания местных жителей и учитывая обстановку того времени, можно сделать выводы что расстрелянных и похороненных в братской могиле было значительно больше.

     После войны, в 1963 г. А.Х. Генин на месте расстрела установил памятник с изображением шестиконечной звезды и надписью: «Вечная память расстрелянным евреям».

     По указанию советских властей этот памятник был снят, на его месте установлен обелиск с пятиконечной звездой и без надписи, что отражало истинное отношение к теме геноцида еврейского народа.

    

Обелиск, установленный после памятника А.Х. Генина.

Несколько лет назад памятник снесли и поставили новый.

Новый памятник.

 

     Это не единственное злодеяние, сотворенное фашистами в нашем городе. К примеру, можно привести выдержку из того же  «Акта представителей Красной Армии местным жителям об уничтожении мирного населения в Костюковичском районе» составленного в декабре 1943 года: «…с сентября месяца 1941 г. немецкие захватчики в период своего властвования систематически истребляли мирных жителей г. Костюковичи, обвиняя их в связи с партизанами, быв. партийных и других ответственных работников советских органов власти, полностью истребили еврейское население города и района.

     …12 марта 1943 года полицией г. Костюковичи было забрано еврейской и белорусской национальности 120 чел. по подозрению в связях с партизанами. В этот же день все они были расстреляны, а трупы детей, женщин, подростков, стариков и мужчин похоронены в районе пенькового завода г. Костюковичи...

     … Много других жителей расстреляно поодиночке и похоронено там – в районе пенькового завода…

     20 сентября была произведена раскопка могилы расстрелянных и похороненных немецко-фашистскими захватчиками евреев. »

     Закончить хочется словами из стихотворения Роберта Рождественского:

     « Вспомним всех поименно,

     горем

     вспомним

     своим…

     Это нужно—не мёртвым!

     Это надо—живым!»

     И подтвердить еще раз библейскую истину о том, что человеческая душа бессмертна!

     

     Использованые материалы:

     1. Воспоминания Иды Борисовны Курбацкой, Прасковьи Васильевны Кравцовой, Леонида Федоровича Болтунова взяты из Архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста».

     2. Воспоминания Павла Алексеевича Титова и других жителей г. Костюковичи - из личного архива автора.

     3. Акт представителей Красной Армии местным жителям об уничтожении мирного населения в Костюковичском районе.

     

     Фотографии:

1. Районный краеведческий музей.

2. Личного архива автора

Авторские права защищены. Автор – Лаборенко Анатолий Борисович. Копирование материалов только по согласованию с автором teplo-energetic[собака]mail.ru или с  выставлением активной ссылки на сайт  www.kostyukovichi.ru