Пока жива память…

 

16.11.2011года.     А. Б. Лаборенко

Крепость на колесах

Памяти солдат, павшим в августе 1941 года на костюковичской земле…

           22 июня 2011г, исполнилось 70 лет со дня начала Великой Отечественной Войны. А с 10 по 20 августа – 70 лет боям за Костюковичскую землю. Горько осознавать, что занятые своими проблемами и заботами, мы редко вспоминаем о наших ветеранах, приходим к братским могилам с цветами в руках… Много ли мы помним о тех далеких днях, наполненных  мужеством и героизмом солдат, отдавших свои жизни ради нас? Много ли знаем о том, какой беспримерный героизм и стойкость демонстрировали советские воины, в каждом бою защищая свою родину? И можем ли мы, не знавши всех бед и лишений войны, осуждать их в чем либо?

     Многие эпизоды войны открываются нам только сейчас. Это обусловлено снятием грифов «секретно» и  «совершенно секретно» с документов начального периода войны и открытием широкого доступа к ним. Читая боевые донесения, оперативные сводки, протоколы допросов пленных по новому начинаешь воспринимать историю действительно Великой Отечественной Войны.

     Накануне дня победы хотелось бы вспомнить тех, кто защищал наш и соседние районы в августе 1941 года и выделить из их числа экипажи трех бронепоездов. Сложна и трагична судьба большинства этих людей. Трагична и судьба «сухопутных крейсеров» - все они были уничтожены в начале войны.

     К сожалению в городском музее про них практически ничего не знают, а работники музеев г. Климовичи и г.Кричева не заинтересованы в «раздаче» информации. Вся информация выдается только на платной основе. В связи с этим материал, изложенный в данной статье, не совсем полный. Если у уважаемого читателя есть какие-либо сведения о данных бронепоездах – с удовольствием приму их.

           Сухопутные крейсера Брянска

          В августе 1941 года части 13 Армии Центрального фронта под командованием генерал-лейтенанта Константина Дмитриевича Голубева вели упорные бои, сдерживая натиск 2-й танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана и 4-й армии генерала-фельдмаршала Ханса Гюнтера фон Клюге, входивших в  состав группы армий «Центр». Эти оборонительные сражения 13-й армии позволили выиграть время для укрепления важнейших стратегических пунктов на подступах к Москве.

     Особую роль в этих сражениях сыграли «сухопутные крейсера» - закованные в стальные латы бронепоезда.

     Бронепоезд (сокращенно бепо) — это железнодорожный состав с артиллерийским и пулеметным вооружением, укрытый броней. Предназначен он для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги.

     К началу войны в Красной Армии состояло 34 легких бронепоезда и 13 тяжелых бронепоездов. Из них трем бронепоездам: отдельному легкому бепо №44, отдельному тяжелому бепо №46 и легкому бепо №48 "Брянский рабочий" из 12 отдельного дивизиона бронепоездов было суждено стать одними из основных действующих лиц обороны Костюковщины в августе 41-го года. Они  вели упорные бои на железнодорожной ветке Унеча-Кричев совместно с частями 13 Армии.

     История этих бронепоездов начинается в далеком 1923 году, когда на базе «Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода» расположенного в городе Бежица Брянской области Орловского военного  округа создается машиностроительный завод «Красный Профинтерн» - единственный в довоенном Советском Союзе завод выпускавший бронепоезда. Программа выпуска составляла 5-6 бронепоездов в год.

     

Общий вид цехов завода «Красный Профинтерн». 1933 год

          Ремонт бронепоездов, их модернизация, а также изготовление опытных образцов и разработка различной технической документации производилось рембазой №6 Автобронетанкового Управления Рабоче-крестьянской Красной Армии  в городе Брянске. Ремонт железнодорожной части бронепаровозов (собственно паровоза) и бронеплощадок (ходовой части) производился в специально выделенном только для этой цели депо на станции Брянск.

     Здесь же, под Брянском находился и «2 полк бронепоездов имени рабочих завода "Красный Профинтерн"» (в/ч 6455), в состав которого входили 4 дивизиона бронепоездов, учебный дивизион бепо  и батарея бронедрезин.

     Директивой Начальника Генерального Штаба РККА № 4/3/46480 от 21 марта 1938 года на базе 2-го полка бепо,  был сформирован 4 отдельный дивизион бронепоездов, в состав которого вошли легкие бепо № 40 и № 44, а так же тяжелый бепо № 46.

     Составы бронепоездов №40 и №44 включали в себя бронепаровоз ПР-35 с башней для зенитных пулеметов и радиостанцией 71-ТК-1 и две бронеплощадки ПЛ-35 1938 года изготовления с шаровыми пулеметными установками «Максим» в бортах.

     

Бронепаровоз ПР-35

     

Легкая бронеплощадка ПЛ-35

     Остальные бронепоезда были переданы в существовавшие и вновь формируемые дивизионы.

     К началу войны кроме бронепоездов дивизион имел в своем распоряжении 8 бронепаровозов (из них 5 неприкосновенный запас), 9 легких бронеплощадок (из них 5 неприкосновенный запас), 17 БА-20, 7 БА-10, 1 колесный трактор ХТЗ, 1 М-1, 5 ГАЗ-АА, 1 санитарный и 1 пассажирский автобусы, 2 мастерские.


     

Бронепоезд из состава 4-го дивизиона бронепоездов в районе Брянска. 1939 год

     В последний мирный день, 21 июня 1941 года дивизион готовился к переброске своих бронепоездов в Прибалтийский военный округ согласно телеграмме заместителя Начальника Генштаба РККА от 14.06.41 г. № Орг/912. По этой телеграмме к 23 июня бронепоезда должны были прибыть: 40-й - в Митаву, 44-й - в Вильно, 46-й - в Паневеж. Но этим планам не было суждено сбыться. Свою коррективу в них внесла война. С первых дней войны на базе дивизиона был развернут 1-й запасный полк бронепоездов, а   40, 44, 46-й бронепоезда действовали как отдельные.

     40-й бронепоезд с 13 июля 1941 года действовал под Рославлем. 4 августа была разбита железная дорога, и бепо оказался отрезанным на участке Липовская-Рославль. Попытка команды бронепоезда № 49 отдельного 12-го дивизиона помочь отремонтировать полотно оказалась безрезультатной из-за поломки обоих орудий. Вскоре появились немецкие самолеты, и, взяв команду и часть имущества бронепоезда № 40, 49-й стал отходить, оставив 40-й у ст.Пригорье. Однако на перегоне Липовская-Пригорье самолеты противника разрушили путь, бронепоезд остановился, и в это время бомбы разбили рельсы за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, несколько разорвалось рядом с бронепоездом. Работы по подъему и эвакуации бепо № 49 успехом не увенчались, и 5 августа после вывода из строя материальной части он был оставлен на участке Липовская-Пригорье.

          Не смог уйти из-под удара

    Бронепоезд № 44 под командованием старшего лейтенанта С. Л. Клюева начал боевые действия в начале июля 1941 года на Минщине.

Из воспоминаний ветерана бронепоезда А. А. Мариновича:

     - В числе раненых красноармейцев я был эвакуирован на станцию Молодечно. В вагон неожиданно вошел старший лейтенант в комбинезоне и шлеме танкиста и громко спросил: «Кто хочет служить в нашей части?» - Кто из пехотинцев не хотел стать танкистом? Поднялись я, еще человек пять легко раненых и пошли за командиром. Ожидали увидеть танки, а он привел нас к бронепоезду. Сквозь амбразуры смотрели короткоствольные 76-миллиметровые пушки. Их было четыре. Восемь станковых пулеметов. Командир узнал воинскую специальность каждого из нас. Я стал командиром пулеметного расчета, Григорий Васильевич Красько - командиром орудия, а М. В. Волкович - помощником командира орудийного расчета.

     Через сутки поступил приказ выйти навстречу врагу в район Лиды, где в окружении сражались наши войска...

     

Старший лейтенант С.Л. Клюев, командир бронепоезда № 44

     А. А. Мариновичу запомнился бой в районе станции Столбцы. Оборону здесь держал железнодорожный батальон. С. Л. Клюев быстро установил связь с его командованием. Было решено занять оборону, оборудовать наблюдательный пункт рядом с железнодорожным мостом и ждать противника. Добыли счетверенную зенитную пулеметную установку. Ее расчет - младший лейтенант Иван Иванович  Кульваневский, солдат Буряк из Клецкого района Минской области и еще один боец - уже побывал в трудных боях и действовал отважно. Схватка с фашистами сложилась тяжело. Командир бронеплощадки Б. П. Есин первым заметил вражеские танки. Следом двигалась вереница автомобилей с пехотой. По ним и открыл огонь бронепоезд. Горели танки, враг нес потери, но все больше раненых и убитых становилось в команде бронепоезда. Вышло из строя одно орудие, потом еще два. Огонь вели станковые пулеметы и зенитки. Поднимались в контратаку бойцы железнодорожного батальона и с помощью команды бронепоезда отбрасывали врага. Более десяти танков, много автомобилей, орудий, солдат потеряли гитлеровцы в том бою. Врага удалось откинуть от станции. После боя С. Л. Клюев поблагодарил бойцов за отвагу, стойкость, за высокое боевое мастерство.

     От станции Негорелое через Минск, Осиповичи, Могилев, Кричев, Рославль бронепоезд № 44 прорвался  на Смоленск. Клюевцы отходили всегда последними, отражая атаки врага. Вид у бронепоезда был такой, что его следовало бы отправить на переплавку. Но бронепоезд отправили в Брянск. Рабочие Брянска сделали невероятное: в кратчайший срок восстановили крепость на колесах. Новые площадки были обшиты броневыми плитами, отремонтирован паровоз, прошедший сквозь испытания огнем.

     

Радиограмма переговоров штаба 13 армии со штабом Центрального фронта за 2-е августа

     2 августа в части 13 армии начинает поступать пополнение. На станцию Коммунары прибывает под разгрузку артиллерийский дивизион, из-под Гомеля перебрасывается рота танков. Формируются и направляются на передовую танковый батальон и батальон пехоты в количестве 800 человек вооруженных винтовками и пулеметами. Вместе с пополнением для защиты железнодорожных путей на участке Унеча-Кричев 13-й армии придают 2 бронепоезда №44 и №46. Один из них 2 августа прибывает на станцию Коммунары, второй – Белынковичи.

     В эти дни фронт проходил перпендикулярно железной дороге Кричев—Климовичи.

     Бепо №44 получает задачу: действуя на участке Кричев—Климовичи уничтожать огневые точки противника и обеспечить контрнаступление наших частей на Кричев. Бронепоезд ведет ожесточенные бои у реки Сож, за станцию Михеевичи. В этих боях, не дав сломить сопротивление войск Центрального фронта и открыть дорогу на Москву, бойцы бронепоезда покрыли себя неувядаемой славой.

     Утром 3 августа С. Л. Клюев получил боевое задание: нанести удар по нескольким важным целям на позициях захватчиков между городами Климовичи и Кричев. Командир бронеплощадки Б. П. Есин и командир орудия Г.В. Красько подробно рассказали своим подчиненным, как они должны действовать. Напомнили, что появление бронепоезда для врага будет неожиданным и эту благоприятную возможность надо умело использовать.

     Вот как вспоминал один из тех боев А. А. Маринович: «Выполняя боевую задачу, бронепоезд с исходной позиции на большой скорости выехал в огневой налёт и неожиданно для врага появился на открытой позиции. С дистанции 500 м бронепоезд обрушился на огневые точки и живую силу противника. Противник, не выдержав огня, начал отходить. Наша пехота под прикрытием огня бронепоезда перешла в наступление и отбросила вражескую пехоту на противоположный берег реки Сож. Таким образом, своими смелыми действиями бронепоезд предрешил исход боя.»

     Потом был удар по станции Кричев II, где стояли вражеские склады боеприпасов, продовольствия и горючего. Затем бронепоезд совершил еще пять огневых рейдов.

     У станции Климовичи уничтожил 12 танков и до батальона пехоты противника, а в районе г. Костюковичи рассеял до двух батальонов пехоты и подбил несколько фашистских танков.

     После проявления активной и успешной боевой деятельности за бронепоездом начали вести «охоту»  фашистские самолеты.

     Один из налетов принес много бед: бомба попала в сцепку паровоза с бронеплощадкой. Людей отбросило вниз, площадка сошла с рельсов. Фашисты улетели, считая, что с бронепоездом покончено. Но ночью железнодорожники станции Унеча прислали специальную технику и бронепоезд дотащили в Климовичи. Паровоз пришлось отправить в Унечу на капитальный ремонт, а команде С. Л. Клюева дали «черный» паровоз, после чего бепо снова вернулся в строй.

     Несколько дней шел бой за деревню Михеевичи и железнодорожный участок у реки Сож. Фашисты подтянули сюда большие силы пехоты и танков и в один из дней, предварительно подвергнув бомбовому удару позиции советских войск, пошли в атаку. Казалось, ничто не остановит плотные цепи врага. Но вдруг из-за перелеска выскочил бронепоезд, остановился и ударил прямой наводкой. По воспоминаниям участников сражения это были мощные залпы. Земля сотрясалась от разрывов снарядов. Первые цепи врага были скошены, а остальные повернули назад.

     На разъезде бронепоезд прямой наводкой уничтожил огневые точки, танки, автомобили, живую силу противника, но когда возвращался назад, налетели вражеские самолеты. Их было двенадцать. Посыпался град бомб. Они повредили полотно железной дороги. Однако группа воинов во главе с воентехником Забелиным под огнем восстановила путь.

     6 августа 1941 года на участке железной дороги Пушково – разъезд Осмоловичи фашисты обрушили на бронепоезд № 44 еще один мощный удар с воздуха. Из-за повреждения полотна состав не смог уйти из-под удара. Почти три десятка пикирующих бомбардировщиков Юнкерс-87 около пяти часов бомбили бронепоезд, превратив его в груду металлолома.


Бепо № 44 уничтоженный немецкой авиацией

     Немногие из личного состава бронепоезда уцелели в том бою. Среди них:

     Командир бронеплощадки лейтенант Борис Павлович Есин – за бои в августе 1941г награжден орденом «Красного знамени». Вот выписка из Наградного листа: «Лейтенант Есин Борис Павлович, будучи командиром бронеплощадки 44-го Краснознаменного бронепоезда всегда умело выходил из самых трудных положений.

     4-го августа 1941г. бронепоезд в районе станций Климовичи – Кричев четыре раза ходил в огневой налет. Во время одного из налетов бронеплощадка, которой командует товарищ Есин, была выведена из строя. Кроме того, путь был разрушен и бронепоезд попал в критическое положение. Товарищ Есин, несмотря на сильный артиллерийский огонь, мобилизовал личный состав на восстановление пути. За ночь путь был восстановлен и бронепоезд продолжал бить врага».

     За август 1941 года огнем его бронеплощадки было уничтожено 4 танка, 3 самолета, 5 автомашин с пехотой, 12 орудий, 15 пулеметов, 4 минометных батареи, более 300 солдат и офицеров. До этого 24 июня Есин был сильно ранен. Через 4 дня, не закончив лечение в госпитале, он, не смотря на протесты врачей, вернулся на бронепоезд, где и продолжал громить врага.

     После гибели бепо №44 служил начальником штаба 13 отдельного бронепоезда. Погиб Борис Павлович в звании гвардии капитана, помощника начальника штаба 370 самоходного артиллерийского полка. Убит в бою 31.07.1944г. Похоронен в братской могиле в республике Карелия,  Питкеранский район у развилки дорог Питкеранта – Петрозаводск.

     

Памятник на братской могиле, в которой похоронен Б.П. Есин

     Машинист А. М. Денисов - долгие годы после войны работал начальником депо Кричев;

     Командир пулеметного расчета А. А. Маринович – прошел всю войну, после её окончания жил в г. Хойники на Гомельщине;

     Командир орудия Григорий Васильевич Красько - был контужен, выздоровел. С 26 фераля 1942 года служил в 706 артиллерийском полку командиром орудия. Имеет благодарности от командования дивизии, полка, дивизиона и батареи. Награжден медалью «За боевые заслуги».

     Младший лейтенант Иван Иванович Кульваневский – стал лейтенантом, начальником разведки дивизиона 594 ПАП РГК. Погиб в сентябре 1942 года у села Безобразное Харьковской области.

     Погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле в лесу у деревни Пушково и у станции Коммунары.

     Остатки бронепоезда были вывезены в Брянск. Бронепоезд был восстановлен и  25.8.41г.  на его базе сформирован 1 одбп 1 зпбепо.

Оставшуюся команду вывели на переформирование.

     Про дальнейшую судьбу командира бронепоезда - старшего лейтенанта С.Л. Клюева к сожалению ничего найти не удалось.

     Дважды погибший

     Бронепоезд № 46 под командованием капитана В.К. Немазанникова начал боевые действия под Рославлем. В начале июля 1941 года. 2-го августа совместно с бепо №44 прибывает на костюковщину. Участвовал в боях на участке железной дороги Волоськовня – Михеевичи. После начала очередного наступления немцев 10 августа 1941 г. был включен в состав 12 отдельного дивизиона бронепоездов. К тому моменту в составе дивизиона из трех бронепоездов остался только один - легкий бепо № 48 "Брянский рабочий". Командиром дивизиона был майор Д.(С.?) В. Дерюгин. Позже его заменит В. К. Немазанников, получив звание майора. Военком дивизиона - старший политрук Денис Дмитриевич Цилицкий.

     

Майор Д. Д. Цилицкий, комиссар 12-го отдельного дивизиона бронепоездов (слева), и майор В. К. Немазанников, командир этого дивизиона (справа)

     Майор Д. Д. Цилицкий внес личный огромный вклад в историю бронепоездов. Временно исполняя должность заместителя командира по политчасти 4-го отдельного дивизиона бронепоездов, еще до начала войны многое сделал по формированию отдельных бронепоездов. С первых дней войны приступает к формированию 12-го отдельного дивизиона бронепоездов. Его отличная работа по формированию дивизиона приводит к тому, что уже 26 июня бронепоезда отправляются на фронт, а с 30 июня участвуют в боях. В течении августа месяца 1941 года  при отсутствии командира дивизиона Д. Д. Цилицкий командовал дивизионом в боях на участке железной дороги Унеча – Коммунары. За мужество, отвагу и умелое руководство людьми в 1941-1942 годах был награжден «Орденом красной звезды». За наступательные бои 1943 года в районе г.Речица награжден медалью «За отвагу».

     До 16 августа бронепоезд №46 поддерживал огнем части 45-го стрелкового корпуса и 155-й стрелковой дивизии у станций Журбин.

     Ветеран бронепоезда В. Г. Худик рассказывает:  

     - Экипаж понес большие потери. Погиб наш «пушечный король» — наводчик Николаев, который показывал лучшие результаты стрельбы по движущимся целям. В боях были повреждены бронеплощадки, бронепаровоз, орудия. Наш броневик был направлен на ремонт в Брянск...

     17 августа почти полностью уничтоженный бепо №46 выведен из состава дивизиона в ремонт.

     После ремонта в конце августа снова направляется на фронт в состав 6 отдельного дивизиона бронепоездов.

        В первых числах сентября 1941 года на железнодорожном участке Низковка — Мена бронепоезда 6-го дивизиона нанесли неожиданный удар по наступающим вражеским колоннам. Сотни гитлеровцев были уничтожены метким огнем. 6-го сентября 1941 года на берегу Десны в районе станции Макошино бронепоезда были отрезаны гитлеровскими танками. Вражеская авиация и артиллерия обрушили страшный удар. Только четырнадцать человек, возглавляемых капитаном В. К. Немазанниковым, уцелели в бою. Уничтожив поврежденные бронепоезда, под покровом ночи они переправились через Десну.

     Вскоре майор В. К. Немазанников возглавил 12-й отдельный дивизион, а некоторые бойцы бронепоезда № 46 вошли в состав формировавшегося 31-го ОДБП. Официальная дата расформирования бепо – 28 сентября 1941 года.

          «Брянский рабочий»

     Легкий бепо № 48 "Брянский рабочий" под командованием старшего лейтенанта М.Н. Мещерского совместно с легким бепо №47 и тяжелым №49 развернут  в Брянске с 23 по 27 июня 1941 года в 12 отдельный дивизион бронепоездов.

     Каждый из легких бепо был оснащен четырьмя орудиями калибра 76 мм и 12 пулеметами "максим", не считая двух спаренных пулеметов для стрельбы по самолетам. Кроме того, для разведывательных рейдов имелись бронеавтомобили. Личный состав каждого бепо насчитывал более 70 человек. Тяжелый бепо № 49 был оснащенный пушками 107 калибра и пулеметами.

     В первые месяцы войны бронепоезда действовали на могилевском направлении. Были повреждены и отправлены в Брянск на ремонт.

     2 августа 1941 г. бронепоезда № 48 и 49 вышли из ремонта и получили задачу действовать на участках Жуковка - Липовская и Брянск - Жуковка.

    Утром 4 августа бронепоезд № 48 подвергся бомбежке и, получив повреждения, снова убыл на ремонт в Брянск. А бепо №49 был уничтожен.

     С 10-го августа, совместно с включенным в состав 12 дивизиона бронепоездом №46, бепо №48 получает приказ поддержать отступающие части на территории Костюковичского района и остановить наступление противника. С 13 по 16 августа ведет тяжелые бои в районе станции Белынковичи на оборонительных позициях 45-го стрелкового корпуса. Оборонял железнодорожный мост через  реку Беседь. Сдерживая огнем своих орудии наступающих фашистов, прикрывал переправу через реку отступающих частей 13 Армии.

     17 августа потрепанный бронепоезд из-за взорванных железнодорожных путей оказался отрезанным от основных частей, и в 20.00 оставлен командой и подожжен у станции Сураж.

       В октябре 1941г. в Москве формируется 21-й отдельный дивизион бронепоездов по штату № 016/104 за счет личного состава 12-го дивизиона бронепоездов. Командиром дивизиона назначается майор В. К. Немазанников, комиссаром — старший политрук Д. Д. Цилицкий.

Кто ты, «Борис Петрович»?

     На вопрос, что известно о воевавших в нашем районе бронепоездах, в музеях Костюковичей, Климовичей и Кричева мне ответили так: - «Был один бронепоезд. Назывался «Борис Петрович»…»

     «Борис Петрович» - так называли свои «сухопутные крейсера» многие экипажи бронепоездов. Словно это не стальная машина, а верный боевой товарищ.

     На страницах газет такое название бронепоездов появилось впервые в июне 1942 года. В газете «Красная звезда» появился очерк под названием «Борис Петрович из Курска». В нем корреспондент газеты комсомольский поэт А.И. Безыменский рассказывает о боевых делах экипажа курского бронепоезда БП-14/2. Вот как вспоминает эту статью бывший главный редактор «Красной Звезды», генерал-майор в отставке Д. И. Ортенберг:

     - В июне 1942 года на страницах газеты впервые появилось имя Александра Безыменского... Первый очерк, который мы опубликовали в газете, назывался «Борис Петрович из Курска». Интересный очерк. Вначале я подумал, что это рассказ об одном из героев Отечественной войны. Но оказалось, что Борис Петрович вовсе не солдат, не офицер и вообще не живой человек.

     Мне не удалось рассказать о полном боевом пути бронепоездов: не сохранилось достаточного количества документов военных лет и свидетельств очевидцев. В ряде мест указаны только фамилии командиров и бойцов без инициалов. Это не небрежность. В архивных военных документах они обозначены именно так.

   Герои живы, пока жива память о них…

     Война… это слово ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Я никогда не видел войны, а знаю о ней из книг, рассказов, архивных материалов, фильмов. Всё это потрясает меня до глубины души. А люди, жившие во время войны. Что с ними? Они жили, сражались и пронесли боль войны через всю свою жизнь. И с каждым годом их становится все меньше и меньше. Но память о них, об их подвиге должна быть жива всегда.

          Мы должны преклонить колени перед теми, кто ещё жив и отдать дань уважения тем, кого уже нет с нами…

          А закончить можно только словами из стихотворения Роберта Рождественского:

         « Вспомним всех поименно,

          горем

          вспомним

          своим…

         Это нужно—не мёртвым!

         Это надо—живым!»

Авторские права защищены. Автор – Лаборенко Анатолий Борисович. Копирование материалов только по согласованию с автором teplo-energetic[собака]mail.ru или с  выставлением активной ссылки на сайт  www.kostyukovichi.ru